Литература
Аннотация
к рабочей программе по литературе (ФГОС)
5 -9 класс
Рабочая программа по литературе для 5-9
класса составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования и Требований
к результатам основного общего образования,
представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения,
а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные
программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.:
«Просвещение», 2014 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .- Москва
«Просвещение» 2014 и учебника для учащихся 5-9 классов общеобразовательных
учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / М: Просвещение, 2014.
Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
литературы, которые определены стандартом
Данная программа представляет собой
практический курс литературы для учащихся, получающих
образование по УМК следующих авторов:
В.Я.Коровина - Литература 5 класс под
ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. – Москва «Просвещение» 2014
В.Я.Коровина - Литература 6 класс под
ред. В.П.Полухиной - Москва «Просвещение» 2014
В.Я.Коровина - Литература 7 класс под
ред. В.Я.Коровиной - Москва «Просвещение» 2014
В.Я.Коровина - Литература 8 класс под
ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. – Москва «Просвещение» 2014
В.Я.Коровина - Литература 9 класс под
ред. В.Я.Коровиной, И.С.Збарского, В.И.Коровина. - Москва
«Просвещение» 2014
Рабочая программа рассчитана:
- в 5 классе – 102 ч. (3 раза в неделю)
– в 6 классе – 102 ч. (3 раза в неделю)
- в 7 классе – 102 ч. (3 раза в неделю)
- в 8 классе – 102 ч. (3 раза в неделю)
- в 9 классе – 102 ч. (3 раза в неделю)
В Рабочей программе прописаны
личностные, метапредметные, предметные результаты освоения, содержание,
тематическое планирование.
Планируемые результаты освоения предмета
Литература» Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
• осознанно воспринимать и понимать
фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к
пословицам, поговоркам, фольклорным образам,
традиционным фольклорным приёмам в
различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и её
интерпретацию средствами других искусств
(иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
• сравнивая сказки, принадлежащие разным
народам, видеть в них воплощение нравственного
идеала конкретного народа (находить
общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно
прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по
пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического
эпоса • выделять нравственную проблематику
фольклорных текстов как основу для
развития представлений о нравственном идеале своего и
русского народов, формирования
представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального
характера в героях русских сказок и былин, видеть черты
национального
характера своего народа в героях народных сказок и былин;
•
учитывая жанрово-родовые признаки разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять
черты национальногохарактера;
• выбирать произведения
устного народного творчества разных народов для самостоятельного
чтения, руководствуясь
конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи
между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики,
образов (по принципу произведений
устного народного творчества,
выбирать фольклорные
произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно
использовать малые фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
• определять с помощью
пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать
сказки и былины,соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного
рассказывания;
• пересказывать сказки,
чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов,
используя в своей речи характерные
для народных сказок
художественные приёмы;
• выявлять в сказках
характерные художественные приёмы и на этой основе
определять жанровую
разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в
обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами,
явлениями, действиями,
отгадывая или сочиняя загадку.
сходства и различия).
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература
народов России. Зарубежная
литература
• осознанно воспринимать
художественное произведение в единстве
формы и содержания;
адекватно понимать
художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать
прочитанное, устанавливать
поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать
художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю,
современнику и потомку;
•
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы;
выбирать произведения для самостоятельного чтения;
•
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
и на
этой
основе формировать собственные ценностные ориентации;
•
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного
текста;
•
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную
и смысловую функцию;
•
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать
их;
•
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
•
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;
•
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством
учителя).
Аннотация к рабочей программе по литературе
10-11 класс
Рабочая
программа по литературе для обучающихся 10-11 классов создана на основе
Федерального
государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО
РФ о
05.03.2004 года, №1089) и Примерной учебной программы основного общего
образования
по литературе и авторской программы по литературе для обучающихся 5 – 11
классов
под редакцией профессора В.Я.Коровиной
(редакторский коллектив:
В.П.Журавлёв,
В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике
«Программы
общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва
«Просвещение»
2011г.)
Программа
предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне,
специфика
которого состоит в сохранении фундаментальной
основы курса,
систематизации
представлений учащихся об историческом развитии литературы,
осознании
диалога классической и современной литературы.
Структура
документа
Рабочая
программа по литературе представляет собой целостный документ,
включающий
пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план;
содержание
тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень
учебно-методического
обеспечения.
Изучение
литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение
следующих целей:
· воспитание духовно
развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование
гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной
культуры;
· развитие представлений о специфике
литературы в ряду других искусств;
культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской
позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей
учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи
учащихся;
· освоение текстов художественных
произведений в единстве содержания и формы,
основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий;
формирование
общего представления об историко-литературном процессе;
· совершенствование
умений анализа и интерпретации литературного
произведения
как художественного целого в его историко-литературной обусловленности
с
использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных
типов;
поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в
сети
Интернета.
Главная цель
программы для 10-11 класса – помочь школьнику сделать
следующий
шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать
литературное
произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к
умению
мыслить исторически и системно, подготовить его к усвоению материала,
рассматриваемого
в 10-11 классах.
Задачи
изучения курса:
· научить школьников видеть
художественные явления в их развитии;
· понимать логику литературного
процесса;
· научить самостоятельно читать
изучаемые произведения (уметь пользоваться
справочным
аппаратом учебника);
· понимать замысел автора,
сопоставлять произведения, написанные в одно и то же
время;
· различать последовательность и
логику движения художественных идей, их смену
от одного
поколения писателей к другому.
Курс
литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания
художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение
художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных
текстов;
- определение принадлежности
литературного (фольклорного) текста к тому или
иному роду и
жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский
замысел и различные средства его
воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств
художественной образности и определение их роли в
раскрытии
идейно-тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и
доказательство своей точки зрения с учетом
мнения
оппонента;
- подготовка рефератов, докладов;
написание сочинений на основе и по
мотивам
литературных произведений.
Результаты
обучения
Результаты
обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки
выпускников
основной школы, которые содержат следующие компоненты:
знать/понимать
– перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь –
перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов
речевой
деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в
практической
деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к
уровню подготовки выпускников за курс основной школы
по
литературе
Приоритетами
для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего
образования
являются:
· поиск и выделение значимых
функциональных связей и отношений между частями
целого,
выделение характерных причинно-следственных связей;
· сравнение, сопоставление,
классификация;
· самостоятельное выполнение
различных творческих работ;
способность
устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом
виде;
· осознанное беглое чтение,
проведение информационно-смыслового анализа текста,
использование
различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и
др.);
· владение монологической и
диалогической речью, умение перефразировать мысль,
выбор и
использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица,
схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной
задачей;
· составление плана, тезисов, конспекта;
· подбор аргументов, формулирование
выводов, отражение в устной или письменной
форме
результатов своей деятельности;
· использование для решения
познавательных и коммуникативных задач различных
источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.
базы данных;
· самостоятельная организация учебной
деятельности, владение навыками контроля
и оценки
своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.
Поэтому в
результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11
класса
должны уметь:
чтение и
восприятие
- прочитать
программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного
изучения;
воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные
линии и события);
дать оценку героям и событиям;
чтение,
истолкование и оценка
-
анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;
характеризовать
следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл;
группировка
героев относительно главного конфликта и система образов; особенности
композиции;
взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей
(портрет,
пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и
жанр
произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи;
авторское
отношение к изображаемому;
- давать
оценку изученному лирическому произведению на основе личностного
восприятия и
осмысления его художественных особенностей;
- применять
сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке
изученного
художественного произведения;
- знать
основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
- объяснять
связь произведений со временем написания и современностью;
- объяснять
сходство и различие произведений разных писателей;
- соотносить
произведение с литературным направлением эпохи, называть основные
черты этих
направлений;
чтение и
речевая деятельность
- владеть
монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
-
пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием
(характеристика
образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности
композиции);
-
анализировать эпизод изученного произведения;
- составлять
планы, тезисы статей на литературную тему;