Русский язык

Аннотация к рабочей программе по русскому языку

                                               5-9 классы (ФГОС)

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.)

Данная программа по русскому языку для основной школы обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс.

Цель изучения дисциплины: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

Задачи обучения русскому языку:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством

самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащения активного и потенциального словарного запаса, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план  для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 714 ч. В том числе:  в 5 классе — 170 ч, в 6 классе —170 ч, в 7 классе — 136 ч, в 8 классе —102 ч, в 9 классе — 102 ч. Общее  количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 21час (5-й класс – 5; 6-й класс – 6; 7-й класс – 4; 8-й и 9-й классы – по 3 часа в неделю).5 класса (ФГОС)

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5 классов в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по русскому языку для основной школы и Программы по русскому языку для 5-9 классов к предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других

Русский язык. Рабочие программы.

Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. Программа реализована в УМК творческого коллектива М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (Русский язык. 5 класс: учебник в 2-х ч. Для общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013).

Содержание предмета «Русский язык» в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения

необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,

развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения

национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Основные разделы (темы) содержания:

1. Язык – важнейшее средство общения.

2. Повторение пройденного в 1 – 4 классах.

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

4.Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

5.Лексика. Культура речи.

6. Морфемика. Орфография. Культура речи

7.Морфология. Орфография. Культура речи.

 Самостоятельные и служебные части речи.

8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом основного общего образования, Примерной программой основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 6 класса Т. А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В.Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе предполагает наличие программно-методических материалов:

-Программа курса «Русский язык» 5-9 классы. /Автор: Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2014

ФГОС. Русский язык: 6 класс. Учебник в 2 частях /Авторы: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.

Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В.Ладыженская. - М.: Просвещение, 2014

-Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова - М.: Просвещение, 2014

- Комплект с СD ФГОС

Основные разделы (темы) содержания:

Раздел 1. Общие сведения о языке

Раздел II. Повторение пройденного в 5 классе

Раздел III. Лексикология и фразеология

Раздел IV. Словообразование

Раздел V. Морфология (122 часа)

Раздел VI. Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса

Актуальность изучения учебного предмета состоит в обеспечении учащихся функциональной

грамотностью, что позволит решить проблемы социальной адаптации учащихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, личностного развития.

В рабочей программе определены цели и задачи изучения русского языка в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта, четко указаны цели, задачи и результаты

обучения.

7 класс (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта

(основного) общего образования и примерной программы авторов М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской для преподавания русского языка в общеобразовательных классах. Скорректирована с учётом  особенностей седьмых классов школы и в соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения.

В содержании лингвистического образования лежит принцип преемственности с учётом специфики данного возраста.

8 класс (ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2009 г. (Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др. – М: «Просвещение», 2013 г.)

9 класс (ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного

общего образования по русскому языку и базисного учебного плана программы для

общеобразовательных учреждений по русскому языку. 5-9 классы /Авт.-сост. М.Т. Баранов, Т.А.

Ладыженская, Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2010. Использован учебник «Русский язык. 9 класс» /

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 2012. лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен

речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной,

учебно-научной, официально-деловой сферах общения; зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;  употребления;

языка;

-изучающее, ознакомительно- реферативное и в зависимости от коммуникативной задачи;

-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания

различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;

нормы современного русского литературного языка; а орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

государства.

                   Аннотация к рабочим программам по русскому языку

 (10-11 класс)

Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Программы общеобразовательных организаций.  Сборник 10-11 классы.  Русский язык. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А.Николина.  –  М. Просвещение.

(Программа для средней школы (базовый уровень) подготовлена Н. А. Николиной  к учебнику Грекова В. Ф.,  Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10—11 классы.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык (базовый уровень). 10-11 класс. М.: Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

·         10 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год

·         11 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год

ЦЕЛИ:Хочу такой сайт

·         осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации   в обществе;

·         расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных  уровней;

·         овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретенные знания, умения  и  навыки  на  практике  (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных  ситуациях);

·         овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование  текста).

ЗАДАЧИ:

·         углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;

·         овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

·         освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

·         Понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей  народа.

·         Воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать  нормы  литературного языка.

·         Расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных  ситуациях.

·         Способность к продуцированию текстов разных жанров.

·         Стремление к постоянному совершенствованию собственной  речи,  развитие  эстетического вкуса.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Владение всеми видами речевой  деятельности:

аудирование  и чтение:

·         умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;

·         способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;

·         адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;

говорение  и письмо:

·         умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера  общения;

·         умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект   и  т. д.);

·         владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые  ошибки;

·         умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных    тем.

·         использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

·         Расширение представлений о роли русского языка   в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества.

·         Углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный  язык, диалекты,  просторечие, жаргоны).

·         Закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка,  языковая  норма.

·         Овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация  орфографических  и  пунктуационных правил.

·         Овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств.

·         Умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста).

·         Осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка обучающийся должен

 знать/понимать

·         связь языка и истории, культуры русского и других народов;

·         смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

·         основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

·         орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

·         осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

·         анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

·         проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

 аудирование и чтение

·         использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

·         извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 

говорение и письмо

·         создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

·         применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

·         соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

·         соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

·         использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

·         развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

·         увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

·         совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

·         самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

·         Общие сведения о языке – 3 ч

·         Лексика и фразеология – 6 ч

·         Орфоэпия – 2 ч

·         Морфемика, словообразование, орфография – 20 ч

·         Морфология и орфография – 37 ч

11 класс

·         Общие сведения о языке.  Стили и типы речи – 8 ч

·         Синтаксис и пунктуация. Углубление  изученного в 5-10 классах  — 60 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Формы контроля:

·         индивидуальный,

·         групповой,

·         фронтальный.

Виды контроля:

·         предварительный,

·         текущий,

·         тематический,

·         итоговый.

Формы контроля:

·         обобщающая беседа по изученному материалу;

·         различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

·         виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

·         составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;

·         наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

·         изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

·         письмо под диктовку;

·         комментирование орфограмм и пунктограмм

                                       
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5-9 кл.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89285238608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».