Русский язык
Аннотация к рабочей программе по
русскому языку
5-9 классы (ФГОС)
Программа разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ Минобрнауки
РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.)
Данная программа по русскому языку для
основной школы обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в
начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего
образования по русскому языку
В соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс.
Цель изучения дисциплины:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
Задачи обучения русскому языку:
- воспитание духовно богатой,
нравственно ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского
гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего
родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего
родной язык как основное средство общения, средство получения знаний;
- овладение системой знаний, языковыми и
речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании,
овладение важнейшими общеучебными умениями;
- освоение знаний об устройстве языковой
системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать,
анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты,
расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности, обогащения активного и
потенциального словарного запаса, развитие умений стилистически корректного
использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение
правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого
этикета, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных
способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной
деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные
компромиссы.
Федеральный базисный (образовательный)
учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского
(родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 714 ч. В том
числе: в 5 классе — 170 ч, в 6 классе
—170 ч, в 7 классе — 136 ч, в 8 классе —102 ч, в 9 классе — 102 ч. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й
класс составляет 21час (5-й класс – 5; 6-й класс – 6; 7-й класс – 4; 8-й и 9-й
классы – по 3 часа в неделю).5 класса (ФГОС)
Рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык» для 5 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной
программы по русскому языку для основной школы и Программы по русскому языку
для 5-9 классов к предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова,
Л.А. Тростенцовой и других
Русский язык. Рабочие программы.
Предметная линия учебников Т.А.
Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.
Шанский и др. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. Программа
реализована в УМК творческого коллектива М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.
Тростенцовой и др. (Русский язык. 5 класс: учебник в 2-х ч. Для
общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.
Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013).
Содержание предмета «Русский язык» в 5
классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение
метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе
компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает
овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного
возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении
определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации,
быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая
(языковедческая) компетенции формируются на основе овладения
необходимыми знаниями о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании; знаниями о
лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной
речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических
выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования
орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными
видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция
предполагает осознание родного языка как формы выражения
национальной культуры, понимание
взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского
языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального
общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным
компонентом.
В программе реализован
коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не
только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Основные разделы (темы) содержания:
1. Язык – важнейшее средство общения.
2. Повторение пройденного в 1 – 4
классах.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
4.Фонетика. Орфоэпия. Графика и
орфография. Культура речи.
5.Лексика. Культура речи.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи
7.Морфология. Орфография. Культура речи.
Самостоятельные и служебные части речи.
8. Повторение и систематизация
изученного в 5 классе 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для
6 класса разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным
стандартом основного общего образования, Примерной программой основного общего
образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 6
класса Т. А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И.
Кулибаба, Н.В.Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку в 6
классе предполагает наличие программно-методических материалов:
-Программа курса «Русский язык» 5-9
классы. /Автор: Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2014
ФГОС. Русский язык: 6 класс. Учебник в 2
частях /Авторы: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.
Кулибаба, Н.В.Ладыженская. - М.: Просвещение, 2014
-Русский язык. Методические
рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Т.
А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова - М.: Просвещение, 2014
- Комплект с СD ФГОС
Основные разделы (темы) содержания:
Раздел 1. Общие сведения о языке
Раздел II. Повторение пройденного в 5
классе
Раздел III. Лексикология и фразеология
Раздел IV. Словообразование
Раздел V. Морфология (122 часа)
Раздел VI. Повторение и обобщение
изученного за курс 6 класса
Актуальность изучения учебного предмета
состоит в обеспечении учащихся функциональной
грамотностью, что позволит решить
проблемы социальной адаптации учащихся на основе приобретения ими
компетентностного опыта в сфере учения, личностного развития.
В рабочей программе определены цели и
задачи изучения русского языка в соответствии с требованиями Федерального
Государственного образовательного стандарта, четко указаны цели, задачи и
результаты
обучения.
7
класс (ФГОС)
Рабочая программа составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта
(основного) общего образования и
примерной программы авторов М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской для преподавания
русского языка в общеобразовательных классах. Скорректирована с учётом особенностей седьмых классов школы и в
соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения.
В содержании лингвистического
образования лежит принцип преемственности с учётом специфики данного возраста.
8
класс (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для
8 класса составлена на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования, авторской программы для
общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т.
Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2009 г. (Учебник
для общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.
Дейкина и др. – М: «Просвещение», 2013 г.)
9
класс (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку
составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного
общего образования, на основе примерной Программы основного
общего образования по русскому языку и
базисного учебного плана программы для
общеобразовательных учреждений по
русскому языку. 5-9 классы /Авт.-сост. М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, Н.М. Шанский. М.:
Просвещение, 2010. Использован учебник «Русский язык. 9 класс» /
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. –
М.: Просвещение, 2012. лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка
ученик должен
речевая ситуация и ее компоненты,
литературный язык, языковая норма, культура речи;
современного русского литературного
языка; нормы речевого поведения в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой
сферах общения; зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
употребления;
языка;
-изучающее, ознакомительно- реферативное
и в зависимости от коммуникативной задачи;
-научных текстов, справочной литературы,
средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной
и деловой сферах общения;
нормы современного русского
литературного языка; а орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка; обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского
языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к
ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и
творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации,
самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного
запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
взаимодействию, межличностному и
межкультурному общению, сотрудничеству;
государства.
(10-11 класс)
Программы разработаны на основе Федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от
05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, Программы общеобразовательных организаций. Сборник 10-11
классы. Русский язык. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А.Николина.
– М. Просвещение.
(Программа для средней школы (базовый уровень)
подготовлена Н. А. Николиной к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С.
Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10—11 классы.)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС (УМК):
Греков
В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык (базовый уровень). 10-11 класс. М.:
Просвещение
УЧЕБНЫЙ
ПЛАН (количество часов):
·
10
класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
·
11
класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
·
осмысление
русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа,
как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного
владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и
социализации в обществе;
·
расширение
знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных
навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики,
осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил;
углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского
литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств
разных уровней;
·
овладение
основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими
нормами литературного языка и развитие способности применять приобретенные
знания, умения и навыки на практике (в учебной
деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);
·
овладение
универсальными учебными действиями (информационная переработка текста,
извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников,
преобразование полученной информации, редактирование текста).
ЗАДАЧИ:
·
углубление
знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся
системе;
·
овладение
способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и
рефлексивной;
·
освоение
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой
компетенций.
Программы обеспечивают достижение выпускниками средней
школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Понимание
русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных
ценностей народа.
·
Воспитание
любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять
чистоту и поддерживать нормы литературного языка.
·
Расширение
словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для
успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных
ситуациях.
·
Способность
к продуцированию текстов разных жанров.
·
Стремление
к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие
эстетического вкуса.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
·
умение
извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов,
справочной литературой;
·
способность
преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
·
адекватное
понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение
коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;
говорение и письмо:
·
умение
создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой
установки, предполагаемого адресата и характера общения;
·
умение
свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план,
аннотация, конспект и т. д.);
·
владение
нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую
речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и
речевые ошибки;
·
умение
выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях
различных тем.
·
использование
полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории,
литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Расширение
представлений о роли русского языка в современном мире, его
основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества.
·
Углубление
знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка
(литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны).
·
Закрепление
базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль,
функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст
и его признаки, основные единицы языка, языковая норма.
·
Овладение
орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими
и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в
речевой практике; систематизация орфографических и
пунктуационных правил.
·
Овладение
основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о
выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств.
·
Умение
проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический,
морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных
частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного
предложений, анализ текста).
·
Осознание
эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в
создании образной системы художественного текста.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка обучающийся
должен
знать/понимать
·
связь
языка и истории, культуры русского и других народов;
·
смысл
понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
·
основные
единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
·
орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
·
осуществлять
речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
·
анализировать
языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
·
проводить
лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей
языка
аудирование и чтение
·
использовать
основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и
др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
·
извлекать
необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных
в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
·
создавать
устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения;
·
применять
в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;
·
соблюдать
в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
·
соблюдать
нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
·
использовать
основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
·
осознания
русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
·
развития
интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
·
увеличения
словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
·
совершенствования
коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию,
межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
·
самообразования
и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни
государства.
СОДЕРЖАНИЕ
10
класс
·
Общие
сведения о языке – 3 ч
·
Лексика
и фразеология – 6 ч
·
Орфоэпия
– 2 ч
·
Морфемика,
словообразование, орфография – 20 ч
·
Морфология
и орфография – 37 ч
11
класс
·
Общие
сведения о языке. Стили и типы речи – 8 ч
·
Синтаксис
и пунктуация. Углубление изученного в 5-10 классах — 60 ч
ФОРМЫ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Формы
контроля:
·
индивидуальный,
·
групповой,
·
фронтальный.
Виды
контроля:
·
предварительный,
·
текущий,
·
тематический,
·
итоговый.
Формы
контроля:
·
обобщающая
беседа по изученному материалу;
·
различные
виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
·
виды
работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные
выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
·
составление
учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание
С1 Единого государственного экзамена;
·
наблюдение
за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его
использованием по заданию учителя;
·
изложения
на основе текстов типа описания, рассуждения;
·
письмо
под диктовку;
·
комментирование
орфограмм и пунктограмм