История Дагестана
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
В
соответствии с переходом на новую структуру составлена новая программа по
Истории Дагестана в 8-9 и 10-11 классах.
8класс
- с древнейших времен до конца XVI века – 17 ч.
9
класс - конец XVIII-начало XIX века - 34ч.
10
класс - начало XIX-до послевоенного периода(1946-1960) – 34 ч.
11
класс - История и культура Дагестана с середины 60 х гг XX в по вторую половину XXI – 34 ч.
В
программе в доступной форме отражены основные, заслуживающие внимания события
довольно сложных культурно-исторических и этногенетических процессов,
протекавших в этом регионе Кавказа.
Она
дает учащимся необходимые представления о всех компонентах Истории Дагестана,
включая экономику, политику, культуру, взаимоотношения с соседями и
согражданами по Российскому государству. Учтен в ней и не менее важный аспект –
воспитательный.
Программа
позволяет определить проблематику курса Истории Дагестана. Учебники,
конкретизируя программу, определят содержание курса, глубину раскрытия
включенных в них проблем и группировку материала отдельных тем.
8 класс:
Автор Гаджиев М. С., Давудов О.М., Шихсаидов А. Р.
– Москва: издательство «Дрофа», 2009 г.-158 страниц.
№ |
Глава или раздел учебника |
Кол часов |
Прим |
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
ГЛАВА 1. ДРЕВНИЙ ДАГЕСТАН. |
4 |
|
3 |
ГЛАВА 2. ДАГЕСТАН В НАЧАЛЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ. |
4 |
|
4 |
ГЛАВА 3. ДАГЕСТАН В XI XIV вв |
4 |
|
5 |
ГЛАВА 4. ДАГЕСТАН НА ЗАКАТЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ. |
3 |
|
|
Уроки обобщения и контроля |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 класс.
Автор В. Г. Гаджиев, М. Ш. Шигабудинов.
Махачкала Дагучпедгиз 1993г.(157 страниц).
№ |
Глава или раздел учебника |
Кол часов |
Прим |
1 |
Глава I.Общественный строй и политическое устройство
Дагестана в конце XVIII- начале XIV в. |
2 |
|
2 |
Глава II.Присоединение Дагестана к России.
|
1 |
|
3 |
Глава III. Дагестан в первой трети XIX в.
|
2 |
|
4 |
Глава IV. Антифеодальная и антиколониальная борьба народов
Дагестана и Чечни. |
2 |
|
5 |
Глава V. Аграрная и административно-судебная реформа в
60-70-х гг.XIX в. |
1 |
|
6 |
Глава VI. Антиколониальная борьба в Дагестане в пореформенный
период. Русско-турецкая война 1877-1878гг. |
3 |
|
7 |
Глава VII. Культура и быт народов Дагестана дореформенного
периода. |
2 |
|
8 |
Глава VIII. Социально-экономическое развитие Дагестана во
второй половине XIX-начале XX вв. |
2 |
|
9 |
Глава IX. Дагестан в период революции.1905-1907гг.
|
2 |
|
10 |
Глава X. Дагестан в 1907-1914гг.
|
4 |
|
11 |
ГлаваXI. Дагестан в период второй мировой войны и
Февральской буржуазно-демократической революции. |
5 |
|
12 |
Глава XII. Культура и быт народов Дагестана (70-годы 19 в.-
начало 20в.) |
3 |
|
13 |
Уроки
обобщения и контроля
|
6 |
|
10 класс.
Автор В. П. Егоров, М.-Г. А. Разаков, А.-М.Б .Бабаев,
М. А. Магомедов. «История Дагестана» учебник для 10 класса общеобразовательных
учреждений(1917-1960гг). ООО «Издательство НИИ педагогики» 2009 г. (стр.268.)
№ |
Глава или раздел учебника |
Кол часов |
Прим |
1 |
Глава I. Дагестан в 1917-1921гг. Революция и гражданская
война. |
4 |
|
2 |
Глава II. Дагестан в 20-30 гг.20 века. |
10 |
|
3 |
Глава III. Дагестан в годы Великой Отечественной войны ( 1941-1945гг.) |
7 |
|
4 |
Глава IV. Восстановление и развитие народного хозяйства
Дагестана в послевоенный период.(1946-1960гг.) |
7 |
|
5 |
Уроки
обобщения и контроля
|
5 |
|
11класс.
История
и культура Дагестана с середины
40-х
до 90-х гг XX в
Автор
А.Р. Исмаилов. Материалы к урокам истории Дагестана в 11-х классах. Махачкала
1999г.
№ |
Глава или раздел учебника |
Кол часов |
Прим |
1 |
Глава I. Экономика
Дагестана в 1946-1980-е гг. |
3 |
|
2 |
Глава II. Нарастание кризисных явлений в жизни общества в
70-х-начале 80-х гг |
2 |
|
3 |
Глава III. Развитие образования, науки и культуры в Дагестане
в 1945-65гг. |
3 |
|
4 |
Глава IV. Культура Дагестана.
|
2 |
|
5 |
Глава V. Дагестан в 1999-98 гг.
|
9 |
|
6 |
Глава VI. Народное хозяйство Дагестана в 90-е годы. |
2 |
|
7 |
Глава VII. Изменения в сфере образования, науки и культуры Республики в условиях
рынка. |
7 |
|
8 |
Уроки
обобщения и контроля
|
4 |
|
Задачи:
Одной из задач
прохождения курса, это - привить любовь к родному краю, знать его
историю, ценить то достояние, которое досталось новому поколению, знать свою
культуру, свои обычаи.
Моя задача, показать многовековой труд поколений, чтобы
учащиеся соприкоснулись с событиями их героической борьбы с иноземными
захватчиками и внутренними угнетателями. Познакомить с выдающимися деятелями
прошлого и настоящего Страны гор, еще раз убедиться в том, что в любых
испытаниях наши народы были заодно, хотя языки их были разные, что прошлое
дагестанцев тесно переплетается с
историей народов-соседей Закавказья и Северного Кавказа, русского и других
народов нашей страны.
История – это мудрость, накопленная
веками, и ее уроки учат, как жить и развиваться дальше. История показывает
талант народа, его достижения и возможности.
«Интерес к прошлому – это забота о
будущем»,- говорил известный ученый академик Д. С. Лихачев. Каждому дагестанцу
знакомы крылатые слова великого поэта современности Расула Гамзатова: «Если ты
выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки!» Моя
задача, знакомя учащихся с историей Дагестана, показать его богатое, уходящее
вглубь тысячелетий прошлое, которое по крупицам собирают и изучают ученые –
историки, археологи, этнографы.
Дополнительный
материал, используемый на уроках:
1.
Учебники по Истории Дагестана
2.Самостоятельная
работа школьников при изучении истории Дагестана 8-11 классы.
Учебно-методическое
пособие. Автор Г. Р. Багомедов.
3.История
Дагестана с древнейших времен до 16 века. Авторы М. С. Гаджиев, О. М. Давудов,
А. Р. Шихсаидов.
4.
Методическое пособие В. В. Мамцева к учебнику М. С. Гаджиева.
5.
Краеведческий материал школы.
6.
Экспонаты местного музея.
7.
Олимпиадные задания и тесты