Обществознание
АННОТАЦИЯ К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
в 10 КЛАССЕ (базовый уровень)
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса составлена на
основе:
Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного)общего
образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по
обществознанию и авторской программы Боголюбова Л.Н., А.Ю.Лазебниковой,М.Ю.Телюкиной
М. Просвещение, 2017, базовый уровень».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных
тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и
темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчёта двух учебных часов в
неделю.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности,
гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
• освоение системы
знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его
сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями
получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и
правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
Основные цели курса определены,
исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной
средней школы:
- способствовать формированию
гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески
мыслящей личности;
-
передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию,
обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
-
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при
его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед
человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
-
развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
-
способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
-
помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в
себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу
содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие
требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе
концепции модернизации образования;
• структурирование
заданий учащимся применительно к новому
познавательному этапу их учебной деятельности;
•
формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности
выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта
оценочной деятельности общественных явлений.
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• биосоциальную
сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль
человека в системе общественных отношений;
• тенденции
развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших
социальных институтов;
• необходимость
регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы
правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного
познания;
Уметь
• характеризовать
основные
социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать
актуальную
информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять
причинно-следственные
и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной
среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать
на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять
поиск социальной
информации, представленной > в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный
ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых,
научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
• систематизировать,
анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней
факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать
действия
субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки
зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать
на основе
приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
• подготавливать
устное
выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять
социально-экономические
и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам;
• использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных
социальных ролей;
сознательного взаимодействия с различными
социальными институтами; совершенствования собственной познавательной
деятельности;
критического восприятия
информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
осуществления
самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной
информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
ориентировки в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий
определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и
поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и
гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия
людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Аннотация к рабочей
программе по обществознанию 11класс
Рабочая программа по
обществознанию для 11 класса составлена с учетом Федерального государственного образовательного
стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по
обществознанию. Базовый уровень (размещенных на официальном сайте Министерства
образования и науки Российской Федерации (http://www.mon.gov.ru/work/obr/doc/obs/3837)).
Обществознание относится
к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного
стандарта определены как обязательные для изучения в средней школе в 11 классе.
Федеральный учебный план
для ОУ РФ отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета
«Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:
11 классе 70 часов, из расчета 2 учебных
часа в неделю.
На основании решения
педагогического совета оценка по обществознанию в 11 классе выставляется по полугодиям.
В рабочей программе
нашли отражение цели и задачи изучения обществознания на ступени среднего
(полного) общего образования, изложенные в Пояснительной записке к Примерной
программе по обществознанию. В ней также заложены возможности предусмотренного
стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Формирование
учебно-методического комплекса ОУ по обществознанию проводится в соответствии с
федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 09 декабря 2008 г. №379.
При этом учитывались
следующие факторы:
1. Реализуется ведущая
цель Программы развития школы до 2020 года (создание
организационно-педагогических условий для непрерывного обновления школьной
образовательной системы; создание условий, обеспечивающих достижение учащимися
нового качества образования, реализацию приоритетов образовательной политики
государства и общества).
2. Квалифицированные
кадры для реализации данного УМК ( высшая квалификационная категория учителя
истории и обществознания).
3. Наличие программного
и учебно-методического обеспечения (Учебно-методический комплект по
обществознанию соответствует государственному стандарту, имеет завершенность
учебной линии издательства «Русское слово» (авт А.Ф. Кравченко), комплексный
характер подхода к его разработке - кроме учебников и методических пособий
имеется дидактический материал: контрольные и самостоятельные работы, тесты).
4. Соотнесенность с
содержанием государственной итоговой аттестации в 11 классе.
Содержание среднего (полного) общего
образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс
знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе,
познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика,
духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания
взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Помимо знаний, в
содержание курса входят:
-социальные навыки,
умения, ключевые компетент ности, совокупность моральных норм и принципов
поведения людей по отношению к обществу и другим лю дям;
-правовые нормы,
регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества;
-система гуманистических
и демократических ценностей.
Содержание курса на
базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем
углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.
Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых
необходимо современному человеку.
Освоение нового
содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории,
географии, литературы и др.
Содержание среднего
(полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет
собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения.
Изучение обществознания в
старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в
период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой
культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы
знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его
сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями
получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и
правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданско го общества и государства;
• формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных
отношений, отношений ме жду людьми различных национальностей и вероисповеданий,
в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей
с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
Знать/ понимать:
биосоциальную сущность
человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека
в системе общественных отношении;
тенденции развития
общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных
институтов;
необходимость
регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы
правового регулирования;
особенности
социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные
социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную
информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять:
причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
(включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
раскрывать на примерах
изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и
гуманитарных наук;
осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,
схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. )
знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную
социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия
субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки
зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе
приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
подготовить устное
выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять
социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных
задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
успешного выполнения
типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными
социальными институтами;
совершенствования
собственной познавательной деятельности;
критического восприятия
информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации.
решения практических
жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в
актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных
последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих
событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав
человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.