русский язык 1-4 кл.
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 1 – 4 класс
Язык по своей специфике и социальной
значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия,
средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа,
основной формой проявления национального и личностного самосознания.
Курс русского языка в начальной школе –
часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и
цели обучения русскому языку в основной школе. Назначение предмета «Русский
язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования
функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие
ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Рабочая программа составлена на основе:
-примерной
программы для начальных классов, утвержденной Министерством образования
Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС ; -авторской программы В.Г. Горецкого, В.А.
Кирюшкина А.Ф. Шанько «Обучение грамоте»
М.: Просвещение, 2011г
-авторской программы Т.Г. Рамзаевой«Русский язык» Школа
России. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2011г.
Рабочая программа обеспечена следующим УМК :
№ п/п
|
Авторы |
Название
|
Год
издан ия |
Издательство |
|
А.А.Плешаков |
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы |
2011 |
Москва «Просвещение» |
|
В.Г.. Горецкий, В.А. Кирюшкин |
учебник «Азбука» 1 класс
|
2013г |
Москва: Просвещение, |
|
Т.Г. Рамзаевой |
«Русский язык» 2-4
класс |
2014г . |
Москва: Просвещение |
|
Т.Г. Рамзаевой |
Рабочая тетрадь 2-4 класс |
2014г
|
Москва «Просвещение» |
|
Т.Г. Рамзаевой |
Проверочные работы. 1 класс, 2 класс, 3
класс, 4 класс |
2014г
|
Москва «Просвещение» |
Цель
курса «Русский язык » в 1 - 4 классе определяется как развитие личности
ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
–
формирование у учащихся представления о языке
как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и
логического мышления на базе
основных положений науки о языке (познавательная
цель);
–
формирование коммуникативной компетенции
(социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие
у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса
к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к
языку как части русской национальной культуры;
2) осознание
себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном
диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание
потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),
совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной,
богатой;
5) сообщение
необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений
и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно
говорить, читать и писать на родном языке.
В курсе русского языка 1-4 класса
реализуются следующие сквозные линии
развития учащихся средствами предмета.
Линии,
общие с курсом литературного чтения:
1)
овладение функциональной грамотностью на уровне
предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой
информации);
2)
овладение техникой чтения, приёмами понимания и
анализа текстов; 3) овладение умениями,
навыками различных видов устной и письменной речи. Линии,
специфические для курса «Русский язык»:
4) обогащение
и систематизация знаний о языке;
5) дальнейшее
овладение орфографией и пунктуацией; 6)
раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 7) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения
поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебник «Русский язык» 4
кл.; тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»;
«Дидактический материал по русскому языку», тетрадь по чистописанию и др.
Личностными
результатами изучения предмета «Русский язык» в 1-4 классе являются
следующие умения и качества:
–
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
–
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции
других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
–
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
–
любовь и уважение к Отечеству, его языку,
культуре;
–
интерес к
чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
–
интерес к
письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
–
интерес к изучению языка;
–
осознание ответственности за произнесённое и
написанное слово.
Средством достижения этих результатов
служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая
технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения
курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий
(УУД). Регулятивные УУД:
–
самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
–
составлять
план решения учебной проблемы совместно с учителем;
–
работать по плану, сверяя свои действия с целью,
корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии
оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД
служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
–
вычитывать
все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
–
пользоваться
разными видами чтения:
изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
–
извлекать информацию,
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация,
таблица, схема);
–
перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
–
пользоваться словарями, справочниками;
–
осуществлять анализ и синтез;
–
устанавливать
причинно-следственные связи;
–
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД
служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного
чтения. Коммуникативные УУД:
–
оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
–
адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
–
высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
–
слушать и
слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
–
договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности; –задавать
вопросы.
Предметными
результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе является
сформированность следующих умений:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами
языка;
–
производить фонетический разбор, разбор по
составу, морфологический разбор доступных слов;
–
правильно писать слова с изученными
орфограммами;
–
видеть в
словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно
писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы,
указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
–
находить и
исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться
толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в
тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным
словам;
– различать
простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей
(с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с
однородными членами (без союзов, с союзами и,
а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а,
но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая
речь);
– производить
синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать
доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать
существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью
приставок;
– писать
подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану,
сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей
подготовки;
– читать
тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом
читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время
чтения и после чтения.
- делить текст на части, составлять план, пересказывать
текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему
текста, ключевые
слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую
и иную тему.
Место
курса в учебном плане. В федеральном базисном образовательном плане на
изучение русского языка отводится в 1 классе 10 недель-50 часов, 2-4 классов по
-5ч в неделю, всего 170 часов в год.
Содержание курса
«Развитие устной и письменной речи», «Фонетика и орфоэпия»,
«Графика», «Лексика», «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и
пунктуация»
Содержание программы представлено следующими разделами: собственно
содержание курса русского языка в
начальной школе, планируемые результаты освоения программы, критерии оценивания, тематическое
планирование.
Содержание
курса
1 класс
|
Наименование
разделов |
Количество
часов |
1
|
Наша
речь |
14 |
2
|
Звуки
и буквы. |
50 |
3
|
Части
речи. |
30 |
4
|
Состав
слова. |
26 |
5
|
Наша
речь. Связь слов в предложении. |
6 |
6
|
Повторение. |
10 |
|
|
170ч
|
|
Наименование разделов |
Количество часов |
1 |
Предложение
|
14 |
2 |
Слово
|
11 |
3 |
Звуки и буквы. |
27 |
2 класс
3 класс
|
Название разделов |
Количество часов |
|
1 |
Повторение. |
16 |
|
2 |
Синтаксис и пунктуация. |
20 |
|
3 |
Состав
слова. |
|
65 |
4 |
Части речи. Имя существительное. |
|
24 |
5 |
Части речи. Имя прилагательное. |
|
20 |
6 |
Части речи. Глагол. |
|
23 |
7 |
Повторение пройденного за год. |
|
2 |
|
|
Всего: |
170 ч |